55-летие музея Чайковского

К 55-летию со дня открытия музея им. П.И. Чайковского в Алапаевске.

7 мая 1965 года в день празднования 125-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского в Алапаевске состоялось открытие комнаты-музея, посвященного великому композитору.

Идейным вдохновителем и основательницей музея является Вера Борисовна Городилина – удивительный, трудолюбивый и очень скромный человек. Родилась Вера Борисовна  21 января 1911 года в г. Никольск-Уссурийский Приморского края. В 1924 году их семья направляется в США, но в Харбине они не попадают в квоту и на долгое время остаются в Маньчжурии. В 1929 году Вера Борисовна оканчивает русскую гимназию имени Ф.М. Достоевского. После гимназии были годы исканий, она занималась музыкой, рисованием, даже пробовала посещать скульптурную школу, но из этого ничего не вышло. В 1934 году вышла замуж, в 1939 году вместе с мужем и сыном переехала в Шанхай, где устроилась работать художником-рекламистом.

В 1947 году Вере Борисовне представилась возможность вернуться на Родину, что она и сделала. Волею судьбы оказалась на Урале в Алапаевске. Поначалу работала в драматическом театре, а затем её пригласили в музыкальную школу имени П.И. Чайковского преподавателем по классу фортепиано. Работая, в музыкальной школе Вера Борисовна узнала, что в этом здании располагался Дом управляющих Алапаевскими заводами и 100 лет назад здесь жила семья Чайковских. В середине ХХ века в Алапаевске уже мало, что напоминало о них. Это очень удивило и заинтересовало её. Вера Борисовна с энтузиазмом начала собирать материалы о жизни Чайковских в нашем городе, для этого она выезжала в музеи Москвы, Ленинграда, Клина, Воткинска, работала в архивах, встречалась с родственниками Чайковских. А позднее в соавторстве с Е.Мансуровой по собранным материалам написала повесть «Чайковские в Алапаевске». Ниже приведены выписки из этой повести, рассказывающие о переезде Чайковских в Алапаевск:

«К весне 1849 года Илья Петрович Чайковский принял предложение занять должность управляющего горными заводами наследников Яковлевых на Урале, и Чайковские поехали в Алапаевск»…

«Листва на деревьях еще не распустилась, сад был прозрачным, и дом, обращенный фасадом к площади, скоро стал хорошо виден. Внешне он напоминал воткинский: довольно большой, одноэтажный с мезонином»…

 «Дети сразу побежали в дом. Как интересно все осмотреть на новом месте, увидеть все комнаты, подняться в мезонин. Наверное, в мезонине будет их учебная комната, как это было в Воткинске. В центе дома, окнами в сад, – большой зал.

– Смотрите, смотрите, - воскликнул Петя, - здесь есть рояль! Все комнаты уже мебелированы – управляющие заводами получали дом с мебелью»…

 «- Ну что же, друзья мои, - говорил Илья Петрович – город вы уже видели, и я мало что могу добавить. Алапаевск меньше и беднее Воткинска. Проезжая по городу, вы заметили, конечно, что жилые дома почти все деревянные. Дом для управляющего тоже  был деревянный.  Но тот дом сгорел, и на его месте к 1832 году построили вот этот, каменный и более просторный, вполне в духе современной архитектуры: с большим мезонином и двумя боковыми крыльями (т.е. флигелями), с верандой по фасаду»…

«– Да, дом нам понравился, - включилась мама, Александра Андреевна.     – Мы сможем хорошо устроиться, всем хватит места»…

 «В Алапаевске Петя прожил только год и три месяца, но запомнил его лучше, чем Воткинск, может быть, потому, что воткинские годы были временем младенчества и раннего детства, когда в неокрепшей памяти сохраняются только отдельные эпизоды. Но девятилетний мальчик, очень впечатлительный, все принимавший близко к сердцу, навсегда запомнил, то счастливое время в новых местах, запомнил все до мелочей»…

В 1960-е годы музыкальная школа очень разрослась, не хватало классов, даже лестничные площадки, становились классами, а вот почему то самим Чайковским никто не интересовался. Тогда Вера Борисовна Городилина обратилась к начальнику отдела культуры Ивану Никитичу Дерябину с просьбой выделить небольшой уголок для музея. Просьба эта не осталась безответной и под музей предоставили комнату, где, когда то жила мать композитора. Вера Борисовна и Иван Никитич поехали в г. Клин договорится о помощи материалами и экспонатами для устройства экспозиции, так как со времен Чайковских ни одного предмета не осталось. Тогда еще был жив племянник Петра Ильича Чайковского Юрий Львович Давыдов, поражавший своим сходством со знаменитым родственником, и Ивану Никитичу Дерябину удалось с ним договорится о бесплатной передаче некоторых экспонатов и новой полной выставки-альбома.

 

По возвращении в Алапаевск немедленно началась подготовка к открытию музея – до 125-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского оставалось всего 5 месяцев. Вера Борисовна совместно с мастером краснодеревщиком Постоваловым подготовили 5 стендов. Один посвящен Воткинску, другой Алапаевску, третий Клину и еще два Модесту Чайковскому и творчеству самого Петра Ильича. К каждому стенду были подставлены стеклянные столики и в них располагались макеты музыкальных инструментов, изготовленные самой Верой Борисовной. Днем уроков у Веры Борисовны было много (до десяти человек) и экспозицию она могла готовить только ночью, и так продолжалось несколько месяцев без сна.

И вот, наконец, 7 мая 1965 года комната-музей была открыта. Изначально подлинных инструментов в музее было мало, но вскоре они начали появляться, принесенные местными жителями, или подаренные музею его друзьями из других городов. Так экспозиция перестала помещаться в одной комнате и музею предоставили еще одну комнату, смежную с бывшей спальней матери композитора.  К  этому  времени  музей  полнокровно работал, 3 апреля 1967 года состоялась областная краеведческая конференция, проходили концерты народной музыки,   концерты,  посвященные  творчеству   Чайковского  и  других   композиторов. А 7 октября 1967 года в саду музея был открыт памятник П.И. Чайковскому. Музей продолжал расти, расширяться из бюджета города стали выделяться средства на приобретение музыкальных инструментов разных народов. Так проходили годы, десятилетия музей уже занимал все здание, но само оно остро нуждалось в капитальном ремонте.

Приближалось 150-летие со дня рождения П.И. Чайковского, эту дату собиралось отмечать все мировое сообщество, и ЮНЕСКО предложило включить музей  П.И. Чайковского в Алапаевске в международный туристический маршрут. Тогда городом было принято твердое решение реставрировать здание музея. В 1988 году была создана комиссия по реставрации музея, в которую Вера Борисовна передала все свои зарисовки и записи по истории дома. В 1990 году состоялось торжественное открытие музея после реставрации.

Сегодня Дом-музей имени П.И. Чайковского представляет собой старинный особняк, дающий замечательную возможность очутится в эпохе того времени, первой половине ХIХ века, во время экскурсии посетителей постоянно сопровождает музыка. Экспозиция музея раскрывает две темы: «Жизнь Чайковских в Алапаевске» и «Музыкальные инструменты народов мира». В настоящее время это единственный музыкальный музей на Урале, а коллекция музыкальных инструментов насчитывает более тысячи экспонатов.

Музей регулярно принимает гостей со всех уголков страны и мира. В мезонине проходят фестивали, музыкальные концерты российских и зарубежных музыкантов, организуются художественные выставки.

Всего в России существует три музея, посвященных П.И. Чайковскому, один из них совсем рядом с нами, а ведь его могло и не быть. Но благодаря таланту и упорству Веры Борисовны Городилиной музыка Чайковского звучит в стенах Дома до сих пор. А сам музей по праву можно считать большой достопримечательностью нашего маленького города.

При написании статьи были использованы: автобиография В.Б. Городилиной (ф.171, оп.1, д.1, л.1-2), книга «Почетные граждане Алапаевска» (библ. №50к, л.49-60), повесть «Чайковские в Алапаевске» (ф.171, оп.1, д.6а, л.7-10).